good_rabbit (good_rabbit) wrote,
good_rabbit
good_rabbit

Categories:

Чечня: Рассказ первый

Прочитав несколько постов по поводу Чеченской республики, я задумался. О том, что хватит писать всякую ерунду, ведь действительно у меня есть чем поделиться с читателями. Как я уже отмечал ранее, и другие очевидцы тех времен и мест что действительно тема Чеченской войны да и вообще самой жизни в Чеченской республике не рассматривается, и любые упоминание о жизни в Грозном и о самой войне в Чечне редко находят свое отражение в источниках. Как в интернете, так и вообще.

Так получилось, что у меня в паспорте стоит место рождение Грозный. Я прожил не так много лет, и уехал с родителями из Чечено-Ингушской ССР 91-ом году, т.е. за 4 года до начала войны, как все думают во времена так называемого покоя. От того что у меня в паспорте город рождения Грозный, у меня постоянно возникали проблемы. Правда сейчас не так как раньше. Получить паспорт, куча проверок, получить визу куча проверок. Даже пройти контроль на границе занимает больше времени чем у других. А если мы едем семьей мама папа я, то сразу у пограничников складывается впечатление что границу пересекает незаконное вооруженное формирование. Правда сейчас уже не так, как в начале 2000-х годов. О Грозном я знаю мало, помню его плохо, самое яркое впечатление, которое у меня осталось это вид из окон квартиры на 5-ом этаже в которой мы жили. Это огромные большие горы, пейзаж не забываемый, в Калининграде такого нет, вообще проживая всю сознательную жизнь в г. Калининграде я тоскую по горам. Я живу этой детской картинкой, когда ты просыпаешься а на тебя смотрят заснеженные верхушки гор. От того наверно и тянет в командировку на историческую родину. Но это отдельная тема. Если до этого дойдет напишу позже.

У меня не получится рассказать о жизни в Грозном и вообще о Чеченской республике самому, потому что я как это не странно звучит родился поздно, и поэтому буду вести свое повествование основываясь на показаниях очевидцев, хотя бы моих родителей.

Грозный, город-крепость основанный в 19-ом веке генералом Ермоловым, для защиты государственных границ от набегов диких племен. В связи с этим в центре Грозного на не большой улочке стоял постамент его основателя, который периодически взрывали. Кстати в своем повествовании я буду называть представителей чеченского народа чеченами, потому что именно так их называли в республике. Только потом политики придумали для них по их мнению политкоректный термин чеченец. Так вот периодически памятник Ермолову взрывали, как правило к празднику. К примеру к 23 февраля длю выселения чечен с Кавказа товарищем Сталиным. Ермолова чечены не любили, по причине того что генерал с ними не церемонился. Жег целиком аулы из которых совершались набеги на Грозный, не выясняя какой чеченский тэйп был к этому причастен. Ермолов вел чеченскую войну огнем и мечем, не как генерал Лебедь. Это и объясняет почему памятник Ермолову был не большой, и был вроде как и центре, однако как бы спрятан, что называется от греха. Так вот после каждого взрыва памятника на следующее утро стоял новый постамент, говорят что во дворе КГБ стояло несколько памятников Ермолова что называется про запас. Людей которые были причастны к взрыву, как правило больше никто не видел, и вообще о них никто ничего не знал. КГБ в республике работало хорошо, пока в него не стали набирать представителей чеченского народа.

Я это написал к тому, что кто бы что не говорил Грозный это русский город, основанный Ермоловым и казачеством. За всю свою историю чечены в основном жили в горах, и ровничные чечены существовали в не большом количестве. Жили они по законам феодального общества, пережитки которого до сих пор существуют у них по сей день в виде кровной мести, многоженства согласно Адату.

Жизнь о которой я могу рассказать пришлась на период времени с 50-го по 90-ые годы. Именно тогда у меня есть что называется исторические свидетельства. В 50-ые годы чеченов в республике не было т.е. они были выселенны в годы ВОВ как сейчас модно называть в связи с утратой доверия. Хотя мне рассказывали, что представители данного народа были готовы переметнуться на сторону фашистов, готовили белого коня, бурку Гитлеру, принимали немецкий диверсионные группы. В свете этого чеченский народ и был выселен. Оставшиеся банды продолжали партизанскую борьбу против советской армии, проникали в госпитали резали спящих раненных советских солдат, резали семьи партийных руководителей, и их самих, ни щадили не женщин не детей.

Таким образом чеченский народ был возвращен на свою историческую роди решение Хрущева в начале 60-ых годов. И как раз после из возвращения произошел всплеск преступности и бандитизма. Если до возвращения чечен в Грозном можно было спокойно жить, прогуливаться вечерами, не бояться за своих детей, то их приходом все изменилось. На танцах постоянно были понажовщины, в результате которых постоянно кто ни будь гиб от рук возвращенцев. Милиция конечно пыталась исправить исправить возникшее положение, однако это сошло на нет. Т.е. в милицию валом стали набирать чечен. Потому что они были ущемленные, невинно репрессированные. Не трудно догадаться, что взятый один на работу чечен приведет еще 10 таких же, кроме того они все были повязаны тейповым родством. В милиции начала тут же процветать круговая порука, что привело беззаконию. Единственная власть которую боялись и признавали чечены это была КГБ, вот туда представителей этого народа не брали, в плоть до прихода Горбачева. Кстати интересная особенность, что комитетчики должны были понимать чеченский язык, это было обязательным условием. Понимаю ли сейчас Фейсы чеченский ? Я не знаю. Сейчас ФСБ чечни состоит из представителей чеченского народа.

После возвращения чечены быстро освоились. Они считали себя не заслуженно репрессированными, а политика СССР в отношении чеченского народа напоминала политику извинений. Так случилось что, у меня дедушка прошедший фронт и имевшей тяжелое ранение работал в отделе по строительству Областного Комитета КПСС. В один прекрасный день к нему в кабинет пришел чечен и сказал "ты сидишь в моем кресле, я тут работал до тебя и буду работать, поэтому чтобы тебя завтра в кабинете не было". И действительно на следующий день он вернулся и вещами, выбросил вещи деда и уселся в кресло. Дед пошел к руководству, на что ему сказали что он не прав, и нужно находить общий язык с людьми которые пострадали от сталинский репрессий, и в итоге оправили деда на другую равнозначную должность. А переселенец работал, и чувствовал что он прав. Примерно таким же способом, чечены занимали дома в которых когда-то жили. Выгоняли русских переселенцев из разрушенных районов страны, а местная власть старалась не замечать происходящего, и не вступать в конфликты с ущемленным в правах чеченским народом. Не были редкостью случаи, когда чечены занимали дома в руках с ножом или ружьем, обещая тех кто не уйдет добровольно вырезать спящими ночью. И русские уходили, молча безропотно, как бараны, никто не объединялся и не давал им отпор, потому что привыкли подчиняться власти. А власть после 20-го съезда КПСС была за реабилитацию чечен и признанием выселения ошибкой. Все о чем я писал выше было забыто. Такой вот г-н Хрущев. Путем наглости и уверенности своей правоте а главное безнаказанности чечены заняли руководящие посты в республике. Верно одно, никто из них не стоял в очередь на завод.

В школах когда возникали драки между чеченами и русскими, сурово наказывали русских. Им говорили что с чеченами нельзя драться, и нужно учитывать особенности национального характера, и уважать их национальные традиции. Даже если он бросается с ножом. Чечены носили ножи чуть ли не с горшка, это было их национальная традиция. Все это привело к тому, что русские начали чувствовать себя изгоями в этой республике, а чечены стали вполне обоснованно чувствовать себя хозяевами.

В связи с тем что чеченский народ был ущемлен, они обладали правом поступления без экзаменов в элитные ВУЗы страны, имея на руках лишь направление из республики. Их обеспечивали обязательно местом в общежитием, платили стипендию. Русские же должны были поступать на общих основаниях. В Вузы Чечено-Ингушской ССР чечены и ингуши поступали на общих основаниях. Хотя общие основания были для русских, для чечен действовал тейповый закон. Если кто-то из тейпа преподает в университете, значит все из его тейпа поступали именно на его кафедру.

На фоне официальной интернациональной идеи, бытовой национализм присутствовал во всех сферах жизни республики. Если возглавлял организацию чечен, то в ней работали только чечены, русские находились в самом низу.

Преподавательский состав Грозненского университета к 80-ым годам состоял на 80% из чечен и ингушей. Хотелось отметить, что среди преподавателей чечен и ингушей были действительно умные головы. В другом первом по значимости Нефтяном Институте ситуация была получен, в данному ВУЗе национальный вопрос стоял не так остро. Среди чечено-ингушского населения Нефтяной Институт пользовался меньшим авторитетом, т.к. давал меньше возможности для управленческой работы.

Чеченка не могла выйти за муж кроме как за представителя своей национальности, ее могли за нарушение правил просто убить. Мужчины могли иметь отношения с русскими девушками, однако когда речь заходила о свадьбе женились они на своих. Многоженство было запрещено, однако ситуация когда у мужчины было по две или три не официальных жены была нормальной. Если муж выгонял жену, то дети оставались у отца, на ее место приходила друга жена и должна была воспитывать детей от предыдущей. Изгнанная жена становилась опять невестой. Снова посещала их национальные вечеринки, однако калым за нее с каждым походом за муж был все ниже ниже. О брошенных детях, страданий у женщин не наблюдалось.

Дружба русских с чеченами и ингушами часто имела место, совместные компании были не редки. Однако все это продолжалось до тех пор, пока не касалось национальных интересов. К примеру если ты дружишь с чеченом, и у тебя возник конфликт с другим чеченом, что бы не происходило первый встанет на сторону второго, даже если его не знает. Такого у русских не было.

От себя добавлю, что в принципе обогащение культур происходило. Если ты заходишь в кому-то в гости то тебя обязательно пускают в дом, предлагают чай или еду, как бы к тебе они не относились и как бы они плохо финансово они не жили. Гость в доме это святое. Русские глядя на чечен и ингушей вели себя также. Только приехав в Калининград, я столкнулся что с тобой разговаривают через дверь, или друг общается с тобой на пороге не приглашая в дом. В чечене так поступают в врагами. Или сам сидит ест, и ты стоишь на пороге и ждешь что бы куда-то пойти вместе с ним. Есть самому не предложив другому в Калининграде в порядке вещей. В Грозном это было не приемлемо.

В Грозном никогда не увидишь пьяную женщину, вообще. Для Грозного пройти бухой девушке по улицам значит потерять лицо, это касалось русских дам. Я не говорю о чеченских и игнушских женщинах, их бы просто убили. В Грозном никогда никто не ругался громко матом, в том смысле что мата в общественных местах вообще не было. Любой чечен услышав мат, подошел бы и дал по лицу, и другие бы его в этом поддержали. Присутствовало уважение к старшим, в том числе среди русских.

Вот так и шло время. Политика вседозволенности принесла свои плоды, расхожая фраза о том, что русские свиньи звучала все чаще и чаще из уст чечен. В 6 часов вечера в 80-ых годах выходить из дома было опасно для здоровья. Родители детей закончивших школу, по возможности старались отправить детей получать высшее образование в Россию.

Но об этом чуть позже...
Tags: жизнь, общество, республика, русский, чечня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments